tatiana_gubina: (Мы с лошадью)
[personal profile] tatiana_gubina
Тут вот, в посте  ХочуМогуНадо, я начала было отвечать на давно заданный кем-то вопрос:

"Однажды меня спросили, что нужно, чтобы ребенок рос творческим. Как его так «раскрепостить», чтобы его творческое «я» не подавлялось излишними «надо» и прочей родительской волей, потому что – что же делать «бедному родителю», обязанностям-то ребенка все равно учить надо… Тогда я вопрос "пропустила", а сейчас, в свете вышеизложенного, хочу сказать вот что…"

На самом деле, совсем другое я хочу сказать…

Разумеется, мы исходим из предположения, что каждый родитель хочет сделать для своего ребенка лучшее из возможного. Ну, или из доступного… С одной стороны, развить надо бы все, что развивается. С другой стороны, и «построить» ведь тоже надо, а как без этого? Вопрос в том, что «развивать», а что «строить». Вообще это такой вопрос, на пять томов убористого текста. Я же хочу обратить внимание только на один маленький момент, который мне лично кажется не просто важным, а даже в чем-то драматичным.

Ну вот, например, самый обычный ребенок – маленький или уже не очень маленький, в меру креативный, придумывающий что-то, или ничего не придумывающий. Он просто рисует и лепит, как все дети, что-то сочиняет, что-то конструирует или, наоборот, разрушает – в основном чтобы «понять, как все устроено». Он талантлив так, как талантливы все дети, он готов «творить красоту» и считать красотой все, что уже сотворено. Ему нравится мешать краски и, возможно, петь, или двигаться под музыку – короче, любой родитель видит в своем ребенке этот потенциал, в большей или меньшей степени, но он есть в каждом. Родители водят ребенка в секции, кружки, или сами что-то делают с ним дома - глядишь, и что-то большее разовьется, чем просто «неплохо получается». Может, и настоящий талант откроется, думают некоторые родители. А некоторые ничего такого не думают, им просто хочется, чтобы ребенок развивался, как говорится, разносторонне.

А бывает так, что у ребенка действительно есть дар. Дар – это как любовь. Пока ее нет, мы думаем – а что же это такое, и как я узнаю, когда она придет? И, чувствуя некие «трепыхания» сердца, мы (обычно в юности) задаем себе вопрос – «уж не она ли это?». Некоторые задают себе этот вопрос всю жизнь, и так и не знают, была ли она… Но если любовь приходит, ее ни с чем не спутаешь. Так же и дар. Если ваш ребенок действительно, по-настоящему одарен, он просто с этим живет. И вы это заметите. И вот тут наступает самое трудное…

В первом случае, все гораздо проще. Под «творческим развитием», помимо научения ребенка всяческим навыкам рисования-лепки-выпиливания-моделирования и прочих художеств, имеют в виду обычно некую степень «раскрепощенности», полет фантазии, свободу мышления, в том числе свободу от стереотипов, и прочие «высвобождающие творческий потенциал» вещи. Фактически, речь идет о развитии правополушарной активности мозга, и привычку и умение этой самую правополушарную потенцию стимулировать и ею пользоваться. В нашей «левополушарной» культуре это действительно дает существенную «прибавку», расширяет возможности, увеличивает потенциалы, открывает пути…

Во втором случае, если ребенок по-настоящему одарен, и обладает ярко выраженным талантом, то «раскрепощать» ничего не надо. Оно само прет, как дрожжевое тесто, и прет так, что не всегда понятно, куда это все «девать». Человек просто не может не «выплескивать» из себя то, что упорно и неумолимо ищет выхода. И далеко не все, что выплеснулось, радует - ведь там, внутри, "замысел" был так прекрасен, ну почему же не всегда получается "рассказать" о нем тут, снаружи?

Родителю, который хочет помочь своему ребенку обрести себя, тут бывает очень нелегко. Что ж, тут можно посоветовать только одно. Как это ни парадоксально звучит, в этом случае нужно упорно учить ребенка выстраивать рамку, структуру, вырабатывать внутренние достаточно жесткие критерии, «которые потом, по крайности, послужат для тебя перилами». Если в первом случае мы все критерии и рамки сознательно «сносим», и летим, научаясь наслаждаться свободой, необычностью и «отвязанностью», то здесь мы их ищем, и «помечаем», и не учимся взлетать – этим умением одаренный ребенок владеет от природы – мы учимся рулить и, в случае необходимости, приземляться, не разбиваясь.

Если у ребенка действительно есть дар, его ждут весьма нелегкие периоды. Да, конечно, творчество – это наслаждение, особенно когда процесс «идет», и все движется, и часы пролетают незаметно. Но неизбежно наступает остановка… Иногда она бывает «временной передышкой», затишьем и даже отдыхом, а иногда… иногда корчит и расплющивает, и тот, кто днями и ночами творил и дерзал, вдруг скручивается в маленькое, ничтожное существо, которое самому себе таким кажется, и все пусто, и все ненужно, и нет ничего… Научите вашего ребенка вставать и идти. Научите его подниматься, сцепив зубы, и двигаться дальше не потому, что видишь цель – ее не видишь в мареве и приступе бессмысленности - двигаться потому, что надо двигаться, во что бы то ни стало. Двигаться, если никто не верит в тебя. Двигаться, если ты сам перестал верить в себя. Просто идти вперед.

Так что там про «ХочуМогуНадо»? Ну да… На «Могу» хорошо взлетать, но «Могу» может обломаться. На «Хочу» хорошо парИть и наслаждаться, но «Хочу» порой исчезает бесследно, оставляя кислый привкус. «Надо» порой кажется лишним грузом, но в критической ситуации оно оказывается парашютом. Или резервным двигателем. Как всему этому научить? Ну так как-то…

Date: 2013-10-03 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] iloska.livejournal.com
"Научите вашего ребенка вставать и идти. Научите его подниматься, сцепив зубы, и двигаться дальше не потому, что видишь цель – ее не видишь в мареве и приступе бессмысленности - двигаться потому, что надо двигаться, во что бы то ни стало. Двигаться, если никто не верит в тебя. Двигаться, если ты сам перестал верить в себя. Просто идти вперед."
Ну, это верно всегда и без связи с творческим развитием....

Date: 2013-10-03 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] tatiana-gubina.livejournal.com
Ну я тоже так считаю:))
Просто когда дело касается какой-нибудь "алгебры", то вроде как допустимо "сцепив зубы", а "творчеству" зачастую приписывают исключительно "легкость" и "отвязанность", забывая о "пройти до конца"...

Date: 2013-10-03 11:29 am (UTC)

Date: 2013-10-03 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] unibaken.livejournal.com
как, как научить??? научите нас:)

Date: 2013-10-03 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tatiana-gubina.livejournal.com
Да вы умеете:))

Date: 2013-10-03 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] hc-girl.livejournal.com
Прониклась. На себя примерила. Пожалуй мне надо сначала научить себя, а потом передать это ребенку. Когда пустота внутри, как-то привыкла двигаться по инерции, по течению, а не вставать и идти. Дара особого у меня нет, а вот таланты так и осталить в зародыше. Не хотелось бы, чтоб и у сына так получилось. Вдохновилась, спасибо.

Date: 2013-10-03 01:49 pm (UTC)

Date: 2013-10-03 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ice-fate.livejournal.com
Таня, как хорошо! Спасибо. У меня ребёныш почему-то уверен, что всё должно идти легко, а если он не может с лёту выучить стихотворение, значит, глупый и ничего не выйдет всё равно. Но ничего, сегодня вот напомнила, как он одно стихотворение выучил, другое... Растём потихоньку. :)

Date: 2013-10-03 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tatiana-gubina.livejournal.com
"глупый и ничего не выйдет все равно" - это так знакомо:((
Иногда думаю, что самое трудное - принять, что это не "низкая самооценка", а естественная часть творческого "я":))

Date: 2013-10-03 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] pt-govorun.livejournal.com
Какой хороший пост,спасибо!
Я много об этом думала,пока дочка была совсем маленькая.Она рисует-рисует-рисует,именно тот случай,когда само всё идет. И мы с мужем оба тоже.
По себе знаю,как тяжело бывает волочить "надо",когда кончилось вдруг "могу".
Мне кажется тут встает вопрос трудолюбия.Просто привычка делать то,что получается не очень хорошо или совсем не получается.
Дочку с шести лет отдали на скрипку.Именно для того,чтобы трудиться.
Она ее быстро возненавидела и мы сменили скрипку на фортепьяно.Оказалось намного легче,сперва занимались с удовольствием,потом с трудом,потом совсем оставили.На выходе имеем развитой слух и голос,любовь к классической музыке (если ее исполнять не надо) и теперь (11 лет) готовимся поступать в художественную школу.А из музыки оставили только вокал раз в неделю.
Пока не знаю,сработает ли эта стратегия.Посмотрим!:)))))

Date: 2013-10-03 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tatiana-gubina.livejournal.com
Посмотрим:)))

Date: 2013-10-03 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] olga-ptitza.livejournal.com
Про парашют -очень метко! Именно так это и воспринимается.
Спасибо, что так глубоко копаете!

Date: 2013-10-03 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] buddzagirl.livejournal.com
Спасибо! Мне так надо было это прочитать!

Date: 2013-10-03 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] olivka.livejournal.com
Спасибо за пост!
У нас спорт и балет... Там без "надо" ну просто никуда.
From: [identity profile] olinka-ru.livejournal.com
Спасибо, вы мне добавили сил. Мой мальчик как раз из этого числа, когда прет. И ХОЧУ МОГУ И НАДО не всега живут в мире. Возникают парадоксы на каждом шагу. С одной стороны Хочу, хочу, хочу, садится играть, все получается, прыгает обнимается со мной, веселье через край, и вдруг где-то споткнулся, прошу еще повторить и еще и тут начинается самое интресное. "А-а-а.а, я не могу, я никога не смогууу!" Я предлагаю, раз так закрыть крышку рояля и идти гулять. Тут концерт продолжается уже в другую сторону "Я ХОЧУ!" и как выхоить из этой ситуации без потерь я пока не очень то научилась. Сценарий оин и тот же, но одного срества разрулить не найду, прихоится каждый день импровизировать не всега удачно. Сыну 8 лет. Трудится за роялем как бешеный по нескольку часов, готовится к конкурсам. Я никакого муз. образования не имею. А тут такая засада-) и абсолютный слух и голос.
Я в прошлом профессиональная спортсменка, знаю, что такое вставать и идти. Учу моего малыша, через слезы, жалость к себе любимому, через злость, и трудности добиваться того чего он хочет. Всегда предлагаю бросить если не получается, не хочется, не можется, но потом жить с тем, что не буедет конкурсов концертов и рояль придется продать, так как мы его купили место новой машины лично ему, для его буйного таланта. Вот бы конкретные инструменты получить как ситуацию преодолевать. Или может быть мал еще, подрастет и само как то пройдет. Тогда сколько ждать??? Сколько литров валерьянки запасать.
Edited Date: 2013-10-07 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] tatiana-gubina.livejournal.com
Обязательно напишу ответ, чуть позже.
From: [identity profile] olinka-ru.livejournal.com
Спасибо, буду ждать. Очень, очень нужно! Зашиваюсь. Вот уж нашла себе сыночка от "профессора и балерины" -).Теперь крутись как можешь. У нас все плохо. Вернее у меня плохо. Но играет паразит -) как бог. Муж сегодня прослезился, говорит за душу берет, так он моцарта наяривал.-) Учительница каждый раз как мы приходимм удивляется его прогрессу и скоро нужно будет менять учительницу, он ее уже давно переос.
Еще три дня! Готовится к крупному международному конкурсу к которому он за месяц 10 листов Моцарта и Бартока выучил, теперь если так отиграет, и не сделает грубых ошибок, то точно в призах будет. А почему за месяц, потому, что мы как то туда совсем не собирались, так как мальчик валял дурака все лето. А когда я сказала, на свою голову, что теперь все,больше времени нет готовиться, у него перещелкнуло.
Но я кажется не доживу. Причем , я должна сидеть рядом в приказном порядке. Я так понимаю,я у него в качестве громоотвода. Если что не так, то мама виновата. Если меня не удается завести т.е. вывести из себя, то начинается аутоагрессия, бьет себя по голове, по рукам, закатывает истерику сам с собой. А если я уже завелась, и перешла в крик, в объяснения про то, что мне его музыка даром не нужна. То он как бы в ровновесии остается, не бесится так из-за ошибок. И еще пытается переложить ответственность на меня, т.е. я должна решать сколько раз играть, как играть и против меня вроде бы можно протестовать, что я слишком много "задала", что не правильно ошибки услышала. Если говорю, что играй пока тебе самому не будет нравиться и просто молча сижу. Начинает истерить сам с собой из за ошибок, приходится выгонять из-за рояля, что воспринимает как насилие и переводит истерику в другое русло "Ты не даешь мне играть!", те. опять я виновата. Вроде бы его жалко, и мне, наверное, должно быть легче пережить все его заезды, во всяком случае я хоть понимаю, что происходит и пойду наемся таблеток, а когда он сам с собой, то я даже не знаю, что делать, жалко его.
Сейчас его уже конечно не остановишь, до воскресенья нужно как -то дожить. Если попадет в финал, то еще почти месяц до финала-о-о-о! Но я бы хотела после первого тура дня три четыре в лес!в горы! в пустыню! куда угодно, где нет пианино. Причем все, что не касается музыки, золотой ребенок. Но музыка! Может бросить все в принудительном порядке, так вроде бы талант же, он даже трясется от удовольствия, когда свой рояль обнимает-) и строит планы на будущее какой Steinwey рояль у него будет и т.д...
У меня еще один реб. заброшен и недолюблен из-за этого вундеркинда. Стараюсь конечно делить, но меня не хватает после вынимания души каждый раз.
From: [identity profile] tatiana-gubina.livejournal.com
Ответила постом:))

http://tatiana-gubina.livejournal.com/121182.html
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] darbu сослался на вашу запись в записи «Как быть родителю, если ребенок так бурно... (http://darbu.livejournal.com/674124.html)» в контексте: [...] В комментариях к этому посту [...]

March 2014

S M T W T F S
      1
2345 67 8
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 06:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios